Кто и зачем травит синьцзянских производителей хлопка

Кто и зачем травит синьцзянских производителей хлопка

Производители хлопка в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР (СУАР) оказались в прицеле политических нападок Запада: их обвиняют в использовании принудительного труда. В результате многие западные бренды отказались от закупок синьцзянского хлопка. В Китае на это ответили бойкотом таких брендов, как H&M, Nike и Adidas. Ситуация накалилась до предела в марте, однако за ней стоят месяцы и даже годы провокаций и закулисных интриг.

Все началось в марте 2019-го, когда издание The Wall Street Journal сообщило о нарушении прав человека в Синьцзяне, а организация «Инициатива за лучший хлопок» (BCI) запустила расследование, целью которого является обнаружение «принудительного труда». Ровно год спустя – в марте 2020-го — BCI уведомила ряд производителей хлопка в Синьцзяне об отзыве лицензий.

Интересно, что всего за два месяца до этого издание Ecotextile News сообщало: «За последние семь лет постоянного сотрудничества с синьцзянскими производителями хлопка BCI не было обнаружено никаких свидетельств принудительного труда».

Еще более интересно то, что отзыв лицензий BCI по времени совпал с докладом Австралийского института политических и стратегических исследований (ASPI) «Перевоспитание, принудительный труд и слежка: взгляд на Синьцзян извне». Хотя ASPI и утверждает, что является «независимым» и «беспристрастным» исследовательским институтом, источники его финансирования известны. Среди них – Минобороны Австралии и США, американский производитель вооружений Raytheon, британское министерство иностранных дел и международного развития (на составление «синьцзянского доклада» оно выделило 10 тыс. фунтов стерлингов), а также Госдеп США и Центр стратегических коммуникаций НАТО.

В сентябре 2020-го американский Конгресс принимает «Закон о предотвращении принудительного труда уйгуров», в котором говорится, что чуть ли не вся продукция Синьцзяна, возможно, была произведена с использованием принудительного труда. Практически одновременно с этим BCI меняет формулировку об отзыве лицензий синьцзянским производителям хлопка на «бессрочный отзыв».

Очередной выпад BCI ожидали в марте нынешнего года при публикации результатов расследования, проведенного ее шанхайским представительством. Однако выводы оказались совершенно неожиданными: «На территории Китая нами не обнаружено ни одного случая, имеющего отношение к «принудительному труду».

Впрочем, к выводам расследования на местах в штаб-квартире BCI могут и не прислушаться – там действует своя рабочая группа по «принудительному труду», которой никакие выводы и отчеты с места событий – не указ. На официальном сайте BCI можно найти список членов этой рабочей группы. Среди них — Хань Сюэли, председатель Совета директоров Американской ассоциации справедливого труда, которая в прошлом году на основе отчета австралийского аналитического центра выпустила «Заявление о рисках, связанных с закупками и принудительным трудом в Китае» для оказания давления на свои аффилированные компании, чтобы те отказались от закупок синьцзянского хлопка.

Наконец, не стоит забывать и непосредственно о председателе всей BCI, которым с 2019 года является глава американской корпорации Supima. Она производит хлопок Pima, составляющий конкуренцию длинноволокнистому синьцзянскому хлопку. Чьи интересы представлены в высшем руководстве BCI – очевидно.

Вместе с тем, на поводу у «Инициативы за лучший хлопок» пошли многие зарубежные бренды. Первым откликнулся H&M, заявивший о прекращении «непрямых деловых отношений» с синьцзянскими компаниями и бойкоте синьцзянского хлопка. Заявление удивительное, учитывая, что несколько лет назад H&M специально направлял своих представителей в Синьцзян для проверки фабрик в Аксу. Было сделано следующее заключение: «никаких доказательств принудительного труда не обнаружено». Однако антикитайские политики все-таки заставили H&M «встать в строй».

Научный сотрудник Института по изучению пограничных проблем Китая Академии общественных наук КНР Сюй Цзяньин считает, что H&M стала пешкой в чужой игре. Это уже наносит удар по компании, которой китайские потребители объявили полный бойкот. До сих пор Китай являлся четвертым по величине рынком H&M. В 2020 году продажи H&M в материковом Китае составили 7,4 млрд юаней.

Еще более высокую цену за «синьцзянский бойкот» придется заплатить Nike и Adidas: они в полном смысле слова «рубят сук, на котором сидят». В 2020 финансовом году Большой Китай стал единственным рынком, на котором Nike добилась положительного роста. Общая выручка Nike в третьем квартале 2020 финансового года составила 10,4 миллиарда долларов США, что ниже ожиданий рынка. Однако выручка в Большом Китае составила 2,3 миллиарда долларов США, показав рост на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. У Adidas – та же ситуация. Во время пандемии COVID-19 Китай стал для Adidas первым значимым рынком, который начал восстанавливаться.

Рубрика: Россия-Китай: главное
Метки: